26 января 2017 г.

Карантин. Четверг. Уроки.

26 января, четверг

Расписание уроков

1.русский язык

2.литературное чтение

3.окружающий мир


Итак, русский язык.

– Урок русского языка будет проходить под девизом: «Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить».

Правописание 

падежных окончаний прилагательных 

мужского и среднего рода 

в творительном и предложном 

падежах


– Определите цели урока, используя опорные слова.


С. 25 Упражнение 50.

– Рассмотрите схемы.
– Сделайте вывод: по каким признакам можно 
различить имена прилагательные в творительном и предложном падежах?
– Какие падежные окончания имеют имена прилагательные в данных формах?


Упражнение 51.

– Прочитайте. Запишите предложения по памяти. Проверьте себя. Подчеркните в предложениях главные члены.

– Укажите падеж имен прилагательных. Выделите окончания имен прилагательных.

– Выполните морфологический разбор слова.

Упражнение 53.

– Прочитайте. Запишите без скобок, согласуя по смыслу имена прилагательные с именами
существительными и вставляя пропущенные окончания.
– Укажите падеж имен прилагательных.


– Выполните синтаксический разбор предложения.

Выборочный диктант.

–Выпишите словосочетания «существительное + прилагательное».


Выделите окончания имен прилагательных.
– Чтобы не ошибиться в написании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода
в творительном и предложном падежах, что нужно делать?
– Запишите под диктовку.
Речка покрыта толстым льдом. Вес тыквы на теплом юге достигает 90 кг. На скользком
камне сидела ящерица. Со звонким шумом бежал ручей. Ребята наблюдали за шустрым зверьком. Поздним вечером мы возвращались в лагерь.
– Выполните проверку.


– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.


Д/з с.25 упр. 52


Литературное чтение


АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЖИГУЛИН.

«О, РОДИНА! 

В НЕЯРКОМ БЛЕСКЕ…»

1.Учащиеся выразительно читают стихотворение С. Д. Дрожжина.

2.Изучение нового материала. 



– О  чём  вы  думаете,  что  вам  вспоминается,  когда  слышите  слово «родина»? 


– Да, услышав это такое родное и близкое слово, каждый вспоминает что-то своё, дорогое и понятное ему: укромные уголки, любимые места, друзей, родителей и многое-многое другое. 


– С годами детские воспоминания становятся ещё ярче, ещё острее. 


– О большой и малой родине сложено немало стихов, песен. Одно из них написал поэт Анатолий Жигулин. 


Чтение стихотворения А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…».


– Какой вам представилась Родина в стихотворении А. В. Жигулина? 


– Какое настроение создаёт это стихотворение? 


– Какими чувствами оно наполнено?  


– Какие строки показались вам особенно душевными, проникновенными? Прочитайте их. 


– В каких словах заключена главная мысль стихотворения? 


– Как вы их понимаете? 


3.Упражнение в чтении стихотворения. 


4.Итог урока. 


– Какие чувства пробудил в вас урок? 


– О чём заставил вспомнить, задуматься? 


Домашнее задание:  

подготовить выразительное чтение стихотворения А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…» (с. 138),
по желанию выучить стихотворение наизусть 

     
 

Окружающий мир

Средние века:

время рыцарей и замков

Когда-то в средние века

Повсюду жили рыцари. 

И жизнь была их нелегка

В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,

Мечами и доспехами. 

Играли рыцари судьбой 

И на турниры ехали. 

Учебник: с.15-21 Прочитать материал. Сделать краткий конспект (Опираться на вопросы из рубрики "Проверь себя", с. 21+дополнительный материал)

Выполнить Задания для домашней работы (№1, 2)

Раскрасить рыцаря.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

 Представление.



- На прошлом уроке вы изучали события истории Древнего мира. Сегодня мы переходим к следующему этапу развития общества - Средние века. 

Как вы понимаете понятие «средние»?

- Средние века или Средневековье находится между историей Древнего мира и историей Нового времени, т. е. как бы посередине. Отсюда и такое название.

- Средние века - второй период Всемирной истории, который продолжался с 5 по 15 века н.э.

- Сколько веков длился этот период?

- Правильно. А теперь переведите эти века в года?

- Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

Они используют данные науки археологии, изучают письменные источники.

- От средних веков до нас «дошли» многие орудия труда, оружие, монеты, мебель, посуда. Кроме этого по истории средних веков ученые располагают многочисленными письменными историческими источниками, которые хранятся в специальных хранилищах - архивах.

- Города в средние века выглядели как крепости, застроенные каменными двух - трёхэтажными домами. Они выстраивались плотными рядами по обеим сторонам очень узких улиц. Их ширина равнялась длине копья.

- В старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы средневековых домов. Каждый из вас видел по телевизору Московский Кремль — резиденцию русских царей. А ведь это ни что иное, как памятник средневековья! Кремль из красного кирпича был построен к концу 15 века.


Основные стили архитектуры того времени:
Романский стиль – мощные стены, узкие окна. (Замки и крепости)

Готический стиль – высокие здания со шпилями и огромными окнами в ярких витражах. (Церкви и соборы)


- А чем же особенно интересна эпоха Средневековья? 


- Средневековые сеньоры не только возвели себе каменные жилища, но и сами оделись в железо. Они стали рыцарями (от немецкого риттер — всадник). А кого так называли?
- А что необходимо было иметь рыцарю? (Доспехи)
- Полное рыцарское вооружение составляли твердые стальные латы, закрывавшие туловище, или гибкая кольчуга, шлем, украшенный перьями или конской гривой, с железным забралом; руки и ноги также покрывались железной броней; кроме того, употреблялся и щит. Их кони тоже были одеты в броню.
- Для чего существовали рыцарские доспехи?

- Таким образом, рыцарь с ног до головы был закован в железо и мало доступен для ударов; поэтому средневековые сражения не отличались большим кровопролитием. Зато сбитый с коня рыцарь уже не мог проворно двигаться. Потому что доспехи весили 40 килограммов. И от рыцаря требовалась недюжинная сила, чтобы он смог бы его носить. Владеть оружием и управлять конём рыцари учились с детства. Но читать и писать доблестные рыцари не умели.


- Разная слава идёт о рыцарях. Одни считают их просто разбойниками. Другие видят в них образец благородства. В наш язык вошли такие выражения, как «рыцарский поступок», «рыцарское отношение к женщине». Видимо, было и то и другое. Рыцари с уважением относились друг к другу, к жёнам и дочерям других рыцарей, но презирали простых людей. В редких перерывах между войнами они проводили время в пирах, на охоте и на рыцарских турнирах, где сражались между собой. Это было самым любимым зрелищем в те годы.


В Средние века сразу можно было отличить знатного человека - рыцаря от «чёрного люда» — горожан и крестьян. И не только по платью. Оденьте графа в крестьянскую одежду, и всё равно всякий скажет, что это не простой человек. Крестьянина же в рыцарском одеянии выдавали походка, плечи, опущенная голова.
В чём дело? В осанке, в умении держать своё тело так, чтобы человек выглядел достойно, красиво и когда он стоит, и когда сидит, идёт или бежит. Этому специально обучали детей в знатных семействах. Кроме владения конём и оружием, их обязательно учили танцевать. Танцы были сложными, фигуры каждого из них осваивали, чуть ли не год.
- Как называются современные доспехи наших военнослужащих?
- Назовите виды оружия, необходимые рыцарю?
- А где жили рыцари?

- Что обозначает поговорка: «Мой дом — моя крепость»? (Дом должен защищать от врагов, т. е. быть крепостью.)

- Каким был замок рыцаря? 
- Полная опасностей жизнь заставляла людей искать защиты. Её могли дать только сеньоры. Они для защиты от набегов стали возводить замки, вокруг которых селились крестьяне.


- Замки сооружались из камня на труднодоступных местах — на островах, на обрывистых вершинах скал. На равнине замок окружал ров с водой да ещё двойной ряд каменных крепостных стен. Через ров перекидывался подъёмный мост. Мост вёл к башне, где были ворота с подъёмными решётками. Если кто и прорывался через ворота, то опускались решётки и враги оказывались в западне. Штурмовать такой замок было непросто.


- Рыцарь должен был постоянно заботиться о поддержании своей славы, преодолевая новые и новые препятствия. Рыцарь не мог позволить себе нежиться в ванне, а вынужден был странствовать по свету и искать возможности сразиться с врагом. Если же войны не было, то он принимал участие в рыцарских турнирах. Известность рыцаря зависела от количества побежденных соперников.


Кроме вооружения у каждого рыцаря был свой девиз. Например,
«Лучше умереть, чем посрамиться!»,
«Бог, честь, Отчизна!»
«Исполнить или умереть!»,
«Иду своей дорогой!»


 А также свой флаг и герб.
Рассмотрим рисунок, на котором представлены некоторые гербы. Назовите основные цвета, используемые для оформления герба.


В геральдике, дисциплине изучающей гербы, каждый цвет имеет свое значение.
Значение цветов в геральдике:

Золото - король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.

Серебро - символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Красный - символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Лазурь - символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

Зелень - символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую трав.

Чёрный - символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.



Кроме цветового обозначения на гербах использовались изображения животных и растений. Какие животные могли быть представлены на гербах?
Перечислите мне, пожалуйста, их.

Геральдические символы:

Лев - царь зверей, а также его разновидность - леопард, был одним из старейших и самых популярных геральдических символов.

 Орёл - царь птиц. Наравне со львом он является старейшим и самым распространённым геральдическим существом. Ещё в древности во многих странах мира орёл был символом власти,
могущества, смелости и быстроты.

Дракон. Популярный в средневековье геральдический монстр. Изображался обычно с двумя крыльями, четырьмя ногами, длинным завитым остроконечным хвостом, с чешуйчатым телом.


Разновидностью дракона является Вайверн - двуногий крылатый дракон с телом, переходящим в длинный остроконечный хвост, обыкновенно свернутый кольцом.

Единорог - великолепное мифическое животное, названное так из-за единственного длинного прямого рога во лбу. Одно из самых популярных мифических существ, символ чистоты и целомудрия.

Феникс - известная с древности удивительная птица, обладающая способностью возрождаться к жизни после самосожжения. Классический феникс выглядит как птица, напоминающая орла (или цаплю) с золотыми и красными перьями. Феникс воспринимался христианами как символ воскресения, возрождения и бессмертия.

Грифон - древнее мифическое существо с телом льва и головой и крыльями орла. Древнейшее изображение грифона находится на печати, найденной на территории современного Ирана. Этой печати пять тысяч лет. Грифон очень большое, мощное и грозное животное. В мифологии грифоны часто выполняют функции стражей золота.


Саламандра - очень древнее существо, упоминаемое ещё Аристотелем. Это ящерица-амфибия, обладающая чудесной способностью не сгорать в пламени. В геральдике она символизировала стойкость и иммунитет к опасности.


Тигр имеет тело волка, хвост и гриву льва, мощные челюсти (верхняя оканчивается клювом) и вытянутую морду. Таким, очевидно, представляли его средневековые художники, никогда не видевшие реального зверя.

Пегас - белоснежный крылатый конь из греческой мифологии. Он символизировал славу, красноречие и созерцание.

Кентавр - существо из античной мифологии, имевшее человеческую голову, руки и торс, переходящий в лошадиное тело.

Гарпия - существо из греческой мифологии с лицом и грудью женщины и туловищем орла (стервятника). В геральдике гарпия выражает понятие "свиреп, когда спровоцирован", но может быть истолкована и как символ порока и страстей.

- А сейчас представьте, что вы готовитесь стать рыцарем. Для этого вам необходимо придумать свой девиз и герб. Будьте внимательны. Подумайте о том, что и каким цветом вы изобразите.
Практическая работа.
- Часто мы употребляем выражения «рыцарское поведение», «он - настоящий рыцарь». Какие поступки современного человека вы считаете рыцарскими?
- Я думаю, что все ребята в нашем классе – настоящие рыцари.  Как вы думаете, могут ли женщины быть рыцарями?

- Из истории Средневековья известна женщина-рыцарь, Жанна д'Арк - героиня французского народа, поднявшая освободительное движение против английских захватчиков в наиболее тяжёлый для Франции период Столетней войны. Но церковники обвинили девушку в ереси и колдовстве, и девятнадцатилетняя Жанна была сожжена.

- Посвящаю вас в рыцари. Будьте смелыми, отважными, честными, защищайте свою семью и Родину.
 - В знак благодарности я вам приготовила иллюстрации рыцарей, которые вы можете раскрасить.
- А чтобы подвести итог урока, мне бы хотелось сказать, что Средневековье – это не только рыцари и замки, а еще становление религии, развитие науки и техники, и многое другое.

Книгопечатание

- Музыка в Средневековье

Главное назначение музыки – церковное богослужение. Основной жанр – месса. Это цикл вокальных или вокально-инструментальных произведений на латинский текст, исполнявшийся во время церковной службы.
Достижение Средневековья в области музыки – появление нотной записи в 11 веке в Италии. Ее изобрел монах Гвидо из города Ареццо. А в 13 веке в Германии изобрели знаки для обозначения длительности нот. Изобретение принадлежит священнослужителю Франко из Кёльна.

Литература в Средневековье
Литература была представлена рыцарскими романами, стихами, поэмами. Появляются трубадуры, барды, менестрели. Известен трубадур Рюдель де Блайя (12 век). Он был «заочно» влюблен в графиню Триполитанскую и отправился в крестовый поход, чтобы увидеться с ней. Однако в пути на корабле заболел и по приезду в Триполи на руках у графини умер. После этого она постриглась в монахини.
Зарождается новый поэтический жанр – сонет.

Наука и техника в Средневековье
Обзор средневековой науки дается в сочинении «Великое дело» Роджера Бэкона (Оксфорд; Англия 1266-1267 года). Он определил основное направление – математическое. Из крупных ученых того времени следует назвать итальянского математика 13 века Леонардо Пизанского. Он описал способ вычисления числа p («пи») и методы решения неопределенных уравнений.
Начинает формироваться «корпус» квалифицированных ремесленников и технических работников. Появилось слово «инженер» (9 век; Италия, Франция) от латинского выражения «врожденные способности, изобретательность».
В 12-13 веках в Западной Европе появился компас со стрелкой (хотя в Китае был известен с 1-2 веков). Появляются первые механические часы с пружиной. Впервые стали применяться очки. В 13 веке в Европе (Италия, 1270 год) началось изготовление бумаги. Стали применять порох («рецепт» изготовления принадлежит Рожеру Бэкону). Была изобретена серная кислота (1299 г.)
С 14 века стало употребляться огнестрельное оружие: сначала появилась артиллерия (пушки) и лишь затем ручное огнестрельное оружие. Нужды военного дела и запросы церкви повлияли на развитие металлургии – начинается металлическое литье колоколов (5 век; Италия, Флоренция).

Образование в Средневековье
Монастыри – центры учёности в Средние века. Именно монастырские школы давали начальное образование. Среднего образования не было: после начальной школы, владея латынью, в возрасте 15-16 лет школяр поступал в университет.
 С 12 века в употребление входят слова «университет» (от латинского «общность» руководителей и учеников), «студент» (от латинского «обучающиеся, занимающиеся»), «преподаватель» и т.д.
Старейшие университеты 12 века:
  • Салерно, Болонья (1119 г.,Италия)
  • Париж (1160 г., Франция)
  • Оксфорд (1167 г., Англия).
  • В 13 веке открыт Кембридж (1209 г., Англия).
  • В 14 веке в Праге (1348г.) и Вене (1365 г.). (В России первый университет появился в 1725 году.)
Обучение в университете начиналось с так называемого артистического факультета и продолжалось 6 лет. Назывался факультет так, потому что изучались «7 свободных искусств» (получали азы грамматики и математических знаний). Затем обучение продолжалось на специальном факультете – медицинском, юридическом или богословском. Вся учеба занимала минимум - 12 лет, а максимум – 21 год (в зависимости от факультета) – не случайно появилось выражение «вечный студент». Поскольку обучение было платным и дорогостоящим, студенты нередко переходили из одного университета в другой, тем более что языкового барьера для продолжения учебы в другой стране не было: обучение везде велось на латинском языке.


Нищий студент

(из рукописи 13 века)

Я – кочующий школяр…

На меня судьбина

Свой обрушила удар,

Что твоя дубина.

Не для суетной тщеты, 

Не для развлеченья

Из-за горькой нищеты

Бросил я ученье.

На осеннем холоду, 

Лихорадкой мучим,

В драном плащике бреду

Под дождем колючим. 

В церковь хлынула толпа,

Долго длится месса, 

Только слушаю попа

Я без интереса.

К милосердию аббат

Паству призывает,

А его бездомный брат

Зябнет, изнывает.

Подари, святой отец, 

Мне свою сутану, 

И тогда я, наконец,

Мерзнуть перестану.

А за душеньку твою

Я поставлю свечку, 

Чтоб господь тебе в раю

Подыскал местечко.


Комментариев нет:

Отправить комментарий