29 января 2017 г.

Карантин. Понедельник. Уроки.

Расписание уроков

1. музыка

2.русский язык

3.математика

4. окружающий мир


Музыка

Учебник

Прочитать материал учебника: с.60-61 "Композитор - имя ему народ".

Прослушать:

- Фрагмент Концерта №1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского;

- Хор "Ты воспой, жавороночек" из сюиты "Курские песни" Г.Свиридова.

Подумать: звучат ли в них народные мелодии.

Далее: прочитать материал учебника с.62-65 "Музыкальные инструменты".

Подумать: о каких музыкантах народ сложил легенды, мифы. предания. Подготовить небольшое выступление.

с.64-65 Оркестр народных инструментов. Прочитать материал.

Прослушать произведения:

- Обработка русской народной песни "Светит месяц" для оркестра народных инструментов;

Пьесы "Камаринская", "Мужик на гармонике играет" П.Чайковского;

- "Пляска скоморохов" из оперы "Снегурочка" Н.Римского-Корсакова.


Русский язык

Упражнение в правописании 

имен прилагательных 

мужского и среднего рода.

Наши проекты. 

Имена прилагательные

в «Сказке о рыбаке и рыбке» 

А. С. Пушкина

– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова.
– Сегодня на уроке выполним проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина».

Объяснение нового материала. 

Наблюдение над языковым материалом.
Работа по учебнику (раздел «Наши проекты», упражнение 1).
– Какие имена прилагательные использовал 
А. С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Какие имена прилагательные встречаются чаще всего? Почему?


– Назовите имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными. Возможно, к одному имени существительному вы найдете несколько имен прилагательных.

Работа по учебнику (раздел «Наши проекты», упражнение 2)


– Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки.

Запишите составленные словосочетания.


– С какой целью автор употребил именно такие прилагательные?
– Какие имена прилагательные употреблены в переносном значении? К каким именам прилагательным можно подобрать синонимы или антонимы?
– Подчеркните устаревшие слова – имена существительные, а также устаревшие формы множественного числа имен существительных.
– Подготовьтесь представить свои выводы в классе. Можете нарисовать иллюстрацию к любому словосочетанию.

Проверьте.


Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, человечий голос, ласковое слово, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, беленая труба, дубовые, тесовые вороты, черная крестьянка, столбовая дворянка, соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, царские палаты, заморские вины, пряник печатный, грозная стража, грозная царица, владычица морская, синее море, черная буря, сердитые волны, старый невежа.


Подбор синонимов или антонимов к именам прилагательным.


Ветхая – старая, новая.


Разбитое - целое.


Ласковое – доброе, злое. 


Великое – большое, маленькое. Усердные – трудолюбивые, ленивые. 


Грозная – добрая, строгая. Сердитые – добрые, грозные.


Указать имена прилагательные, которые употреблены в переносном значении.

Вольная царица – имеющая власть.

Черная буря – сильная буря.

Сердитые волны – большие.

Творческий диктант.

– Я буду называть имя существительное, обозначающее предмет или лицо из сказки, а вы подберите к нему имя прилагательное, обозначающее

признак этого предмета или лица, причем оно должно быть из этой же сказки.

Составленное словосочетание запишите в тетрадь. Землянка, море, корыто, рыбка, перстни, душегрейка, вороты, слово, волны, откуп, терем.

Проверьте.

(Ветхая) землянка, 

(синее) море, 

(новое) корыто,

(золотая) рыбка, 

(золотые) перстни, 

(соболья) душегрейка, 

(дубовые) вороты, 

(ласковое) слово,

(сердитые) волны,

 (дорогой) откуп, 

(высокий) терем.

– Объясните значение словосочетания «ветхая землянка».

– Какие имена прилагательные подбирает А. С. Пушкин к слову «море»?

– В «Словаре эпитетов русского языка» вы можете найти 138 эпитетов к слову «море»! А заметили ли вы, что для характеристики моря А. С. Пушкин использует очень часто эпитет «синее»?
– Назовите имена прилагательные, которые использует А. С. Пушкин для описания одежды старухи, которая стала столбовою дворянкой?

Проверьте.

Парчовая кичка, соболья душегрейка.

– Имена прилагательные «парчовая» (кичка), «соболья» (душегрейка) обозначают признак по отношению к материалу (кичка из парчи, душегрейка из соболя).

В каком еще словосочетании есть имена прилагательные, обозначающие признак по отношению к материалу?

Проверьте.

Дубовые, тесовые вороты.

– Может ли имя прилагательное обозначать качества людей? Животных? Подтвердите эту мысль примером из сказки. Как охарактеризована в сказке старуха? Стража? Слуги?

– Какой была старуха по характеру?

– А какой была рыбка? 

– С какой целью А. С. Пушкин использовал в сказке имена прилагательные? 

– Что обозначает имя прилагательное? 

– Как определить род и число имен прилагательных? 

– Что можно сказать об изменении имен прилагательных по родам?

 – Какие могут быть окончания у имен прилагательных мужского, женского, среднего рода; во множественном числе? 

– Определите род и число имен прилагательных в записанных словосочетаниях. 

Вставьте пропущенные окончания. Укажите падеж имен прилагательных.

Проверьте.

– Сварливая баба; грозная стража; усердные слуги.

– Старуха корыстолюбивая, жадная, скупая.
– Рыбка справедливая, добрая.

– Чтобы выразить мысль более точно, ясно, ярко, выразительно, живописно.
– Имя прилагательное обозначает признак предмета.
– Род и число имени прилагательного определяется по форме имени существительного, от которого оно зависит.
– Имена прилагательные изменяются по родам в единственном числе.
Определить род и число имен прилагательных 
в словосочетаниях, доказать правильность своего ответа. Указать падеж имен прилагательных.

Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласков(ое) слово.

Они жили в ветх(ой) землянке

Ровно тридцать лет и три года. 

Служат ей бояре да дворяне, 

Наливают ей заморские вины; 

Заедает она пряник(ом) печатным.


– Прочитайте поговорку «остаться у разбитого корыта». Откуда появилась эта поговорка и что она означает?

– А. С. Пушкин в своей сказке использовал одну из русских поговорок:

Поделом тебе, старый невежа,

Впредь тебе, невежа, наука: 

Не садися не в свои сани!

– Подумайте, в каких случаях могли бы быть использованы эти поговорки.


Проверьте значение поговорок.

Остаться у разбитого корыта – остаться ни с чем, потеряв всё, что было приобретено.

Не садись не в свои сани – не пытайся равняться с тем, кто принадлежит к более высокому обществу.

Итог урока. 

Рефлексия.

– Выполнили мы задачу урока?

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали?

– Как правильно написать безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода?

– Чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Домашнее задание: написать сочинение «Если бы я был Золотой рыбкой…»

Комментариев нет:

Отправить комментарий